Главная страница

ПРЕССА
 


№06(17) июнь 2005 г.
Журнал "Музыкант", г. Санкт-Петербург


АЛЕКС ПОЛЯКОВ:
"Соло, ритм и бас - это все один инструмент"


      Петербургского поэта и музыканта Алекса Полякова можно смело назвать человеком-оркестром. Ни во время записи, ни на концертах он не прибегает к помощи других музыкантов, не использует наложений инструментов, и при этом, аккомпанируя себе на одной только гитаре, воссоздает звучание полноценной группы. Как ему это удается и, главное, зачем — с этими вопросами мы обратились к нашему собеседнику.
      — Как ты пришел к мысли стать «волком-одиночкой» в музыке?
      — Не я, как говорится, первый, не я последний. В сущности, что такое соло-гитара, ритм-гитара и бас? Это один и тот же инструмент, на котором играют три музыканта. Классический гитарист играет одновременно и соло, и ритм, и партию баса. Но это хороший музыкант. А три музыканта похуже вполне могут сымитировать хорошего. Чем, в сущности, вся наша рок-музыка и занимается. Вот я и решил — все играть самому.
      — Но на простой акустической гитаре всего этого не сделать.
      —Да, ведь все инструменты нужно по-разному подзвучивать. Самое сложное оказалось с басом. Одно время я пробовал даже вместо пятой и шестой струн ставить на гитару басовые струны. Пьезодатчик их не брал, поэтому пришлось специально под них ставить еще и электромагнитный. Тогда-то я и подумал об устройстве, которое могло бы преобразовывать звук акустической гитары в звуки других, искомых, инструментов. Оказалось, что такое устройство есть. Это гитарный синтезатор, и придумала его фирма Roland. Сейчас существуют гитарные синтезаторы и других марок, но первым был именно Roland. Лет семь назад я купил синтезатор Roland GR-30. В свободной продаже в России гитарных синтезаторов тогда не было, поэтому пришлось его заказывать через наш Multi Music в Германии. Но вскоре мне его стало не хватать: в нем слишком мало звуков и, что главное, синтезированный звук запаздывает по отношению к прямому сигналу. Чем больше инструментов на каждую струну навешиваешь, тем дольше запаздывание. Поэтому вскоре я поменял GR-30 на GR-33. Он, конечно, тоже запаздывает, но не так сильно. Его я тоже заказывал через Multi Music и обошелся он мне в $600. Сейчас этот GR-33, насколько я знаю, стоит дешевле, потому что Roland уже разработали новую модель гитарного синтезатора, и купить его можно совершенно спокойно без предварительного заказа.
      — Какими звуками ты пользуешься?
      — Если говорить об инструментах, то это бас, перкуссия и различные струнные: скрипки, виолончели. Иногда использую пианино и духовые, в каждой песне все по-разному. Если вопрос в том, откуда эти звуки, то это звуки самого синтезатора. Кроме того, я использую дополнительные саунд-модули. Сейчас это звуковой модуль РМА-5, который я купил с рук за 300 долларов.
      Но, опять же, чем больше звуков навесишь, тем сильнее запаздывание. Это главная проблема всех гитарных синтезаторов, особенно она остра для классических гитаристов. Они же струны не щиплют, а гладят, у них атака отсутствует начисто, вот синтезатор и срабатывает с запаздыванием. Мне проще: я струны не глажу, а либо щиплю, либо бью по ним, то есть слепую.
      — Какие датчики ты используешь?
      — Под нижним порожком у меня стоит миди-датчик GK-2A (его, кстати, использует и Эл Ди Меола). Его я купил вместе со своим первым синтезатором. Кроме того, чистый звук я снимаю при помощи пьезодатчика Fishmann, электромагнитного датчика Shadow и микрофона в корпусе гитары. Все это я покупал в Multi Music'e. В итоге сейчас на концертах на выходе я получаю шесть сигналов: с пьезодатчика, с электромагнитного датчика, с микрофона, с синтезатора, с саунд-модуля и с вокального микрофона (я пользуюсь проводным головным микрофоном Radiotechnika). Все эти сигналы микшируются в пульте Alesis. Это не самый лучший пульт, но зато он небольшой и легкий. Так что, как говорится, «все свое ношу с собой».
      — Какой смысл в реализации этого принципа?
      — Я не завишу от клубных звукорежиссеров, весь звук я делаю на своих концертах сам. Главное, чтобы звукорежиссер ничего своего в мой звук не добавил, а только усилил то, что есть. С одной стороны, ему работы меньше, с другой — мне самому каждую секунду концерта приходится следить за всеми шестью сигналами, а при этом еще играть на гитаре и петь.
      Если кто-то думает, что это очень легко, то очень ошибается. В какой-то момент от всего этого у меня просто начала ехать крыша. Так что теперь я стараюсь особо много звуков не использовать: либо фас и перкуссию, либо перкуссию и пианино.
      — Говоря обо всех твоих примочках, мы совершенно забыли о главном — о гитаре...
      — Моей гитаре уже лет 15. Она у меня «старушка». Инструмент, можно сказать, уникальный, купленный за уже не вспомнить какие, но смешные деньги в магазине на Ленинском проспекте. Этого магазина нет уже, наверное, лет 10, а гитара моя все еще жива.
      Сделана она на фабрике Луначарского неизвестным мне мастером в качестве эксперимента. Корпус у нее пластиковый и по толщине материала, как у обыкновенной деревянной гитары, а гриф — тонкий, что для 12-струнных гитар редкость. Кто-то мне сказал, что таких инструментов было выпущено всего десяток. И в серию их не запустили по причине того, что на наших, с позволения сказать, разработчиков «наехала» Yamaha, у которой те украли форму корпуса. С одной стороны, жаль, а с другой — я, наверное, теперь единственный в мире обладатель этого уникального инструмента.
      Ее достоинства — хороший объемный звук и крепление грифа на четырех независимых болтах — как на электрогитаре. Это позволяет, если что, легко гриф регулировать. Да и выглядит моя «старушка» очень эффектно.
      Конечно, я с удовольствием бы купил себе гитару японской фирмы Takamine. Но это значит, что тут же придется менять все микрофоны и датчики. Это минимум $1500. На Takamine играет Иван Смирнов, один из наших лучших гитаристов. Звучит Takamine просто потрясающе и играть на ней очень удобно.
      Но все эти мечты пока, увы, только мечты. В любом случае, не инструмент делает музыканта, а музыкант заставляет звучать инструмент.

Максим 3B