3 февраля 2004 г. РокмЬюзик.Ру
АЛЕКС ПОЛЯКОВ: "Очень люблю искусство в себе. Ну и себя в искусстве"
Алекс Поляков заинтересовывает слушателя не свойственным многим singer'ам / songwriter'ам надрывом и не исповедальностью, а прежде всего своими играми ума. Игры эти выражаются в тщательно выверенных мелодических ходах и словесных оборотах, оригинальной исполнительской манере, а подкреплены весьма недурственным владением гитарой и голосом. Поляков - homo ludens, которого часто принимают то за мистически озабоченного, то за заправского юмориста. "Homo Ludens" - название одной из центральных песен его новой программы. В связи с подготовкой этой программы к студийной и концертной реализации я и решил поговорить с Алексом.
Уже несколько лет ты не занимаешься активной концертной деятельностью, только недавно начал куда-то вылезать. Ты готовил новую программу или были ещё какие-то причины?
Ну, во-первых, это новая программа, конечно, подготовка её, а во-вторых... Долго "учился играть на гитарном синтезаторе", чтоб это как-то выглядело более или менее прилично.
Концерты-то можно играть...
Концерты-то можно, но хотелось бы даже и старые песни сыграть по-новому, с новым звуком.
Проясни вопрос с твоими записями. Я так понимаю, что существуют два концертных альбома. Или ты сам не считаешь их полноценными релизами?
Мы снова приходим к разговору о звуке. То есть хотелось бы всё это переписать заново.
Но препятствовать распространению старых записей ты не будешь?
Нет, не буду.
Тебя иногда сравнивают с такими людьми, как Наумов, Калугин. Лично я не вижу между тобой и ними почти ничего общего. А сам ты относишь себя к какому-то направлению? Чувствуешь ли ты, что кто-то занимается чем-то близким тебе и использует методы, похожие на твои?
Нет, ну я не знаю, по-моему, это какие-то стандарты. Поскольку люди помнят, что первым из рок-бардов умел играть у нас на гитаре Наумов... Будешь хорошо играть на гитаре - будешь Наумовым, будешь хорошо стихи писать - будешь Башлачёвым, хорошо запоёшь - в Градские пойдёшь.
Я имею в виду не формальные сравнения...
Я чувствую свою принадлежность к искусству. Очень люблю искусство в себе. Ну и себя в искусстве в частности.
Ты используешь гитарный синтезатор. Тебе недостаточно звука акустической гитары? Почему бы тогда не найти музыкантов, как это сделал тот же Калугин?
Было у меня очень давно, ещё в детстве, когда ещё я не знал про гитарные синтезаторы, такое желание, чтобы под каждой струной стоял какой-нибудь сенсор, типа клавиши. Я думал, как это сделать. Потом через какое-то время оказалось, что изобрели гитарные синтезаторы. На самом деле хочется плотного звука.
Тебе что-то мешает играть с живыми музыкантами?
Да нет, не мешает, просто я очень ленивый человек, мне лень ходить на репетиции, честно говоря.
Свой стиль ты сам определяешь, как арт-бард-рок. На тебя повлияли западные команды 70-х?
Ты знаешь, наверно, когда-то "Deep Purple" повлияли, "Pink Floyd" и "Цеппелины". Но я их не копирую. И не могу. Что касается "арт-бард-рока", то раньше это называлось "декаданс-бард-роком", потом я узнал, что группа "Агата Кристи" - это "декаданс", они сами себя когда-то так обозвали. Я подумал: "Раз уж это декаданс..."
Мифологические сюжеты, эзотерика что это для тебя? Материал для словесной эквилибристики? Ведь часто ты подаёшь это всё в юмористических вариантах.
Ну, мы говорим об искусстве это же всё священнодейство. Но если мы будем заниматься этим совершенно серьёзно, мы забудем, что мы на сцене. Трагедия, она ж себя изжила, нам уже смешно, понимаешь? Смешна становится трагедия своей трагичностью. На комедии же мы скучаем. Комедия НЕ смешна своей комичностью. А вот трагифарс - он живёт, жил и будет жить.
Не возникает ли у тебя желания вернуться к театру в привычном понимании этого слова? Ведь, насколько я знаю, такой опыт у тебя есть. Или тебе достаточно песенного творчества?
В театре нужно жить. В театре нужно жить и умереть. А я буду жить и умирать в себе.
Игорь Лунев, специально для Рокмьюзик.Ру
|