Главная страница

ПРЕССА
 


15 июня 2004 г.
РокмЬюзик.Ру


Обзор CD: Алекс Поляков "Homo Ludens. В реальном времени полуживой"

      Алекс Поляков - человек неторопливый. Предыдущая его программа "Сны Серебряного Века" датируется 1997 годом. Надо сказать, что в некоторых, так сказать, андеграундных кругах Санкт-Петербурга (и не только) она произвела столь мощный эффект, что о существовании Полякова, как автора песен, благодарные слушатели помнили все эти годы, несмотря на то, что маэстро не баловал публику ни частыми концертами, ни "шедеврами звукозаписи". Новых опусов Алекса ждали. Большая часть материала, вошедшего в альбом "Homo Ludens", была готова уже в конце 2002 года. Но поскольку Полякову всегда было мало звука собственной гитары, а собирать даже студийный состав желания не возникало, он больше года занимался по большей части освоением гитарного синтезатора для того, чтобы осуществить запись в течение одного дня 18 апреля 2004 года на Chasovshik Studio, как написано на вкладке, "в реальном времени, без наложений".
      Свою музыку Алекс называет арт-бард-роком. Несмотря на затасканность всех составляющих этого термина, он (термин этот) достаточно ёмко обрисовывает внешнюю сторону творчества Полякова. Не самые простые композиционные построения, приличное владение голосом и гитарой, эклектичность и частое использование в текстах мифологических образов (или же мифологизация образов иного порядка) - всё это говорит об авторе, как о человеке с амбициями, похожими на амбиции многих деятелей классического рока семидесятых. Внутреннюю сторону своей деятельности Поляков тоже обозначил сам, назвав новый песенный цикл "Homo Ludens" - "Человек играющий". Поляков играет мелодическими ходами, музыкальными цитатами, тексты его наполнены каламбурами так, что при первом прослушивании не успеваешь оценить и половины оных. Поклонник трагикомедии, он умеет заставить улыбнуться даже при прослушивании своих самых грустных произведений. Так одной из самых глубоких песен альбома, посвящённой небезызвестному Александру Литвинову, Алекс даёт название "Д'ркина Фасо". И поверьте, в этом нет и тени глумления. Большинство российских хэви-металлических команд и выглядят жалко потому, что им не хватает подобного подхода к музыке и текстам. А в песнях самого Алекса синтезированные звуки всевозможных перкуссий, клавишных, духовых и струнных, звучащие в качестве добавки к акустической гитаре, не заменяют живых музыкантов. Хотя надо признать, что и саунд Поляков себе создал оригинальный, ни на кого не похожий.
      "Homo Ludens" трагедии вроде бы больше, чем фарса. Однако наличие фарса избавляет лично меня от желания ввязаться в мировоззренческие дискуссии в связи с этим альбомом. В своё время не став театральным актёром в привычном понимании этого словосочетания, Поляков создал театр собственный. В котором находится место и всевозможным эзотерическим темам, и фривольным куплетам ("Старпёр-Рок", "Либидовая Песня"), и расхожим мрачным "телегам" (не побоюсь этого слова) про питерские якобы реалии (хотя действительно "300 лет" и действительно "на болоте"), и очень красивому музыкальному ряду (стоит отметить всё ту же "Д'ркина Фасо", "Пикник На Обочине С Цирковым У клоном" со звучанием псевдоклавишных, навевающих мысли о калиопе, "Кунсткамеру" с гитарными переборами в стиле "Pink Floyd" периода альбома "The Wall"). Впервые на альбоме Алекса присутствует и не им написанная песня - "На Ощупь" Юрия Семёнова. Возможно, мелодически "Homo Ludens" - не столь яркая работа, как "Сны Серебряного Века". Только едва ли Алекс хотел соревноваться с самим собой. Его новый альбом, как и предыдущие, - достойная тема для обсуждения. Но я не стал бы рекомендовать его всем и каждому.


Игорь Лунев, специально для Рокмьюзик.Ру