Главная страница

ПРЕССА
 


(№9) сентябрь 1999 г.
ГРИФ, издание о музыке ... и не только


Трехмерный Мир Алексея Полякова, или как отделить Добро от Зла.

"Господь любит вас, ибо любовь зла",
(было сказанного Алексеем на одном из концертов в Москве)


      Алексей Поляков относится к тому редкому типу людей, личность которых можно назвать не просто "талантливыми". Его личность несколько мистическая. Этакий Добрый Волшебник. Как музыкант он обладает такой внутренней силой, что стоит только попасть в ловко расставленные "сети" его обаяния, как все вокруг начинает меняться. И, человек, проникшийся его творчеством, открывает себя с другой стороны. Он начинает искать в себе философа. И не напрасно. Песни Полякова самобытны и имеют характер, живут своей отдельной жизнью и без проблем приживаются в этом завершающемся тысячелетии. Как-то Поляков сказал, "Для меня, если по вещи нельзя написать философский трактат, она не является произведением искусства".
      Характер его творчества - мистически-религиозный: Христос и Иуда, объединённые одним образом; дуализм "Разбитой флейты", в не очень хорошо зарифмованных строках неумолимо разъясняющий вдумчивому слушателю внутреннее единство Света и Тьмы. Итак:

      Ю.К: - Алексей, Во сколько лет ты написал первую песню, какую, при каких обстоятельствах?
      А.П.: - Если мне, конечно, не изменяет память, то первое "бессмертное" творение появилось лет этак в восемь, где-то через год после того, как я обнаружил в старом шкафу древнюю ("дореволюционную") рассохшуюся гитару. Год я активно бренчал на ней и выучил три "блатных" аккорда (Am, Dm, E), после чего я узнал еще пару-тройку гармоний, что, безусловно, было более чем достаточно для бурного "композиторского" творчества: Что представляла из себя сия композиция - вспомнить конкретно уже невозможно, помню только, что игралась она на до миноре (С - сей аккорд назывался в те достопамятные времена "большая лесенка") и что в тексте (с бесстрашно зарифмованными глаголами) речь шла о неком волшебнике, который из ревности обращает свою любимую в белую птицу, которую в результате он получает с помощью своего охотника и повара себе на обед.: Очень была душераздирающая песнь.: В общем, все умерли.: Некая помесь мистики с "блатной" романтикой:
      Честно говоря, побудительных моментов к написанию сего "шедевра" уже не вспомнить: Может быть, это была какая-нибудь неразделенная любовь автора (восемь лет - согласись, как раз тот возраст), а может что-то из области фантазий.: Сейчас уже трудно воспроизвести:

      Ю.К. Как бы ты не постыдился назвать свое музыкальное направление?
      А.П. К сожалению, приходится быть привязанным к каким-либо терминам и определениям.: Никуда от этого не денешься.: Возьмем для начала слово "бард". Само по себе слово испохаблено - сразу возникает образ трехаккордного дяди КСПэшника изрядного возраста с самоделанными текстами, который сильно напоминает своим творчеством того восьмилетнего мальчика, о котором речь шла ранее.: Хотя на самом деле - изначально понятие "бард" означало инициированного, в задачу которого входила зашифровка информации в художественном образе: И, тем не менее, этого недостаточно.: Придется добавить для уточнения слово "Рок", которое в нашем понимании уже вроде и не музыкальное направление, а "fatum": Можно еще вспомнить слово "Арт", которое довольно многогранно и означает не только принадлежность направления музыки к каким-либо канонам и традициям. В результате получится некое замысловатое, но вполне понятное короткое обозначение: "Арт-бард-рок".

      Ю.К.: Вполне понятно:А какую музыку слушаешь сам, и влияет ли она каким-то образом на твое творчество?
      А.П.: Честно говоря, всегда слушал очень мало: Лет до 15 я слушал "Машину Времени" и "Воскресение". Возможно, что в свое время это и оказывало какое-то влияние.: Но когда любой человек растет, он так или иначе, должен менять свои одежды, пока они не расползлись по швам: (В детские года я для себя играл чужие песни). Так начиная с 7 до 15 лет, я вырос из Высоцкого, Окуджавы, А. Макаревича, Никольского, После чего мне стало чего-то не хватать и я принялся "кроить свое": С этого момента я мог бы назвать это сознательным творчеством: (корявым, неумелым, но сознательным). Мне сильно повезло, что я поздно (в 20 лет) услышал БГ и "Аквариум", что только в 23 года я узнал, кто такой А. Башлачев, только в 27 лет услышал Юру Наумова, в противном случае они могли бы оказать на меня какое-то влияние и мне бы пришлось "лечиться" от них так же от Макаревича (в период 15 до 18 лет).
      Сейчас я тоже слушаю не так уж и много.: В основном - это "Deed can danсе", Штнитке, Моцарт (поздний), Pink Floyd, БГ (ранний), В. Д'ркин, С. Калугин, Я-ХА, В. Отставных. Я слушаю то, от чего я могу ощутить катарсис, то, что созвучно.: Но влияния к счастью (или, к сожалению) это оказать уже не может: годы не те:

      Ю.К.: - Что превалирует в твоих песнях - добро или зло?
      А.П.: Вопрос напоминает псевдомессианскую брошюрку, типа "Как отличить Добро от Зла?". Все время хочется перефразировать и сказать: "Как отделить Добро от Зла?". А после произведения сего "невинного" действия, сразу же возникнет вопрос: "А куда все делось?" (если этому вопросу будет где возникать). У нас, к сожалению, все делается через : войну : Мы в нашем трехмерном мире не можем двигаться без противопоставлений и сравнений. И мы не можем себе представить ни Абсолютного Добра, ни Абсолютного Зла. Хотя есть простой символ Инь-Ян, в котором все предельно ясно: убирая какую-либо половинку мы лишаемся круга: И любое творчество - это ни что иное, как прохождение из состояния войны в полное равновесие, в то состояние, когда уже и само творчество теряет смысл, самоуничтожается и на его развалинах зарождается новый мир.

      Ю.К.: Как ты представляешь себе свою аудиторию?
      А.П.: Хотя я и грешу смешением Дионисизма и искусством Аполлона, тем не менее, все-таки, главенствует Аполлон. Если кто-нибудь приходит на концерт отдыхать, то вполне возможно он послушает музыку, повеселится над "приколами", но к сожалению не получит ничего: И это совсем не значит, что те кто "включаются" сидят с глубокомысленным видом и трагически медитируют. Совсем нет. Просто они дают себе труд попасть на ту же частоту. Это те, кто способен к работе, к взаимному контакту, к такому контакту, когда слияние энергий позволяет раскрыть канал на верх.

      Ю.К.: Слова и музыка приходят вместе или по отдельности?
      А.П.: Почти никогда не писал музыку на уже готовый текст (видимо потому, что не считаю себя "композитором", в полном смысле этого слова). Чаще пишется текст уже на собственную "рыбу", но как правило я знаю, о чем эта музыка, и именно процесс игры провоцирует выход сознания и подключения в нужные сферы. Но в самых удачных вещах, как правило, музыка и поэзия являются едиными.

      Ю.К.: Являются ли аллитерации самоцелью?
      А.П.: Когда аллитерация становится самоцелью - то это уже не поэзия, а скорее словоблудие, с отсутствием какой-либо мысли (уже не говоря о вторых и третьих планах). Аллитерация рождается сама, когда необходимо выразить короткой фразой или словом сразу несколько понятий. Это так же как ребенок словом "лепин" выражает саму суть пластилина, то что так же можно, допустим, вместо того, чтобы говорить "мелкая ведьма" сказать "лилит`путик" - и образ будет более емкий и вполне понятный.

      Ю.К.: Была ли в твоей жизни какая-нибудь революция?
      А.П.: Я бы сказал, что у меня были "революции" двигающие эволюцию: Двигаясь вверх, я приходил к дверям тьмы, и падая во мрак, постигал свет:

      Ю.К.: Что мешает твоему творчеству?
      А.П.: Почти полная слепота третьего глаза:

      Ю.К.: Есть ли у тебя какие-либо идеалы к которым ты стремишься?
      А.П.: Если ты имеешь ввиду объект для подражания, то я отвечу: "Не сотвори себе кумира" (в этом смысле я всегда изобретал свои "велосипеды", - это было дольше, зато надежнее). Если же эти идеалы более высокого плана, то тот идеал, к которому стремимся все мы - размежевавшемуся некогда для познания самого себя, объединиться опять в единое целое.

      Ю.К.: - Воспринимаешь ли ты серьезно женщину в роке?
      А.П.: - Скажем, даже не только в роке, а в творчестве воспринимаю: Это прежде всего женщины, у которых ярко выражен Ян, или те, кто стремятся к равновесию двух начал. Возможно, я действительно мало слышал, но в нашем роке я могу выделить только двух, совершенно разных авторов - это Янка Дягилева и Леда (Владислава Топорнина)

      Ю.К.: С кем из великих людей прошлого ты хотел бы встретиться?
      А.П.: Это - Сиддхартха Гаутама, Платон, Гермес, Трисмегист, лорд Фрэнсис Бэкон.

      Ю.К.: Название альбома - ассоциации с поэзией Серебряного Века?
      А.П.: Было бы слишком самонадеянным с моей стороны пытаться быть продолжателем традиций поэзии Серебряного Века (хотя, на самом деле, именно Серебряный Век русской поэзии является для меня лично Золотым:). Но название песни (по которой и назван альбом) происходит не отсюда. Просто это наиболее точный перевод на русский сакрального имени героя этой песни, его истинного "Я". Насчет "Серебряного" вопроса не стояло, а вот вторая составляющая имени имеет достаточно много значений, основное из которых объединение двух понятий - "Век" и "Шар". Я не нашел адекватного слова, но ближе все-таки стояло слово "Век".

      Ю.К: - Считаешь ли ты, что Россия наиболее подходящая для тебя страна, мог ли ты более свободно писать в других условиях?
      А.П.: - Возможно, я мог бы писать и где-нибудь в другой части света, но там, я боюсь, я не нашел бы тех, кому это было бы нужно: Я, пожалуй, даже космополит, но тем не менее я не могу не согласиться с тем, что Россия - это Сердце Земли. И в этом сердце большей частью рождаются те, кому необходимо или развить, или разбить свое сердце. Глупо было бы бежать от того, дает тебе развиваться: И в чистилище можно очиститься: Так что я никуда не собираюсь (по крайней мере в трех измерениях). Я буду постигать здесь: Знание не передается, но мир познаваем.

Беседовала с музыкантом Юлия Королева.