Мистика земного пути.
Гностические образы в поэзии Алекса Полякова.
« Видишь вокзал, на котором можно В Индию Духа купить билет». Н.С. Гумилев «Заблудившийся трамвай». |
«Гнозис» (греч.) - понятие неубиенное для тех, кто смотрит на мир изнутри эллинско-христианской культуры. Болбше двух тысяч лет оно манит и преследует приходящих и ищущих - тех, кто не в силах бессмысленно проспать «в раме мира» свою жизнь, даже если осознает ее как «только миг между прошлым и будущим».
«Гнозис» - попытка вырваться. - Куда? - Зачем? Вопрос неточен. - Откуда? - Отсюда. А что там? - Там? На этот счет есть разночтения.
Эти разночтения (варианты познания) питают не только разного рода мистиков, но и поэтов, которые также совершают попытку гнозиса, только в пространстве языка, путем его преодоления, вплоть до изнасилования (в хорошем смысле этого слова).
«Наши души заходят в небесные сферы без стука,
Мы прошли Рубикон, за собою сжигая мозги...». Алекс Поляков «Cross Road» |
Выход за пределы - вот цель гностика. Сначала временно, а потом и навечно, то есть навсегда и насовсем.
Но у «гнозиса», как и у всего живого, есть корни, и мы видим их, спускаясь по Древу Познания все ниже:
«Закопайте меня поглубже, Чтобы корни не резали вены...»
Алекс Поляков «Автонекрология» |
Христианство и гностицизм - вот две стороны одной медали, которую мы можем бесконечно вертеть в руках. Повернем так - она вся такая светлая и ясная, эдак — она, блин, потертая и пугающая. Светлая сторона так светла оттого, что отражает Божественный мир в ясных, невинных его проявлениях, со всеми его святыми и праведниками. А другая сторона так темна, потому что на ней запечатлена гримаса безблагодатного творца - Демиурга, прости Господи.
Вот где-то между двумя этими сторонами мы живем - «внутри медали», если угодно, - глядя то в одну, то в другую сторону. (И если очень часто вертеть головой, ею можно без труда повредиться).
И неизвестно, кому дана большая смелость - тому, кто принял этот мир, как творение Благого Божества, пытаясь преобразить его плоть и кровь или тому, кто денно и нощно пытается вырваться из мрачного захолустья.
«И совсем не в мире мы, а где-то На задворках мира средь теней».
Н. С. Гумилев |
«...Резервация,
Периферия Вселенной,
В материальных слоях,
В тональности ля,
На планете Земля…». Алекс Поляков. «Письмена Богу»
|
Выход из захолустья. Побег. Выписка из больницы. Дембель...
«...Я бежал по меже -
между душ, шедших с неба, как снег -
Меня ждал, разжигая в ладонях свой ладан,
Серебряный Век…». Алекс Поляков. «Сны Серебряного Века»
|
«Серебряный Век» - это же так очевидно, ёлки-метелки! Попытки мистических озарений поэтов Серебряного века обращают их от христианской традиции, воспринимавшейся тогда как рамки, к вечному беспримесному гнозису. Можно протянуть нить туда, а потом - обратно. Но лучше уж или туда, или сюда. А вот этого «туда-сюда» не надо...
От первых гностиков - через средневековые ереси (богумилов, альбигойцев, розенкрейцеров), масонские посвящения, поздний католицизм - к Соловьеву, Блоку и Гумилеву.
Есть такое понятие поэт - вестник. В русской поэзии их было не так уж мало: Блок, Волошин, Гумилев, А. Башлачев, Янка Дягилева. Особенно много их появилось в тр время, что зовется Серебряным веком. (Небо, по-видимому, стало ближе?).
«Небо снова пошло на сниженье...» Поляков
|
Поэты, о чем они возвещают? Да кто их разберет. Они совершают попытку рассказать о том, что Там.
«Не семью печатями алмазными В Божий Рай замкнулся вечный вход, Он не манит блеском и соблазнами И его не ведает народ». Н. С. Гумилев «Ворота Рая».
|
«...Поднимаешь шлагбаум Шамбалы
И кровь твоя стынет - Видишь, двери Небесного Рая закрыты извне ...». Алекс Поляков. «Cross Road»
|
Что-то о небожителях мы знаем из снов, галлюцинаций, рассказов старожилов, сообщений Гидрометеоцентра и иных источников, заслуживающих доверия. Но неизвестно, кто кого увидел впервые во сне «мы - их» или «они - нас».
«От плясок и песен усталый Адам Заснул, неразумный, у Древа Познанья. Над ним ослепительных звезд трепетанья Лиловые тени летят по лугам» Н.С. Гумилев «Сон Адама» .
|
«Видишь - на небе дыры…
Свет через них - глянец…
От Сотворенья Мира
Спит у камина Старец…
Он не допил амбру,
Он не задул свечи,
И на рог Минотавра
Сбросил свой нимб вечный…». Алекс Поляков «Божественные Сны».
|
Творческий метод Алекса Полякова в целом соответствует форме и содержанию его песен. Странно было бы, если бы не соответствовал... Образность, заключенная в самом тексте, в его фонетической структуре, «система зеркал », отражения слов друг в друге, их вибрирующий резонанс... Если же взять каждый его текст целиком, то есть полностью и окончательно, мы видим перед собой подвижный палимпсест, где, из-под верхнего слоя вполне вразумительного текста проступают нижние слои звуков, слов и образов, открывающих такие бездны...
Сейчас мы имеем два альбома песен Алекса Полякова: «Театр Санкт-Питер-Брук», 1995, «Сны Серебряного Века», 1998, и надеемся в ближайшем будущем поиметь третий: «Homo Ludens», 2004.
« Все мы смешные актеры В театре Господа Бога». Н.С. Гумилев « Театр».
|
« Круто закручено, Господин Режиссер». Алекс Поляков
|
Бездонный И.
|